topseored

Читай отчеты как профи. 12 мультипликаторов для начинающего инвестора • adne.info

Мультипликатор — это не только про Уолта Диснея. Так еще называют коэффициенты, по которым можно объективно оценить акционерную компанию. Анализ мультипликаторов — часть так называемого фундаментального анализа, когда инвестор оценивает акции по информации из открытых источников. Звучит сложно, но на деле надо запомнить только пару цифр.

Кому это нужно

Если вы не любите доверительное управление, то статья поможет вам придерживаться самой популярной стратегии. Она заключается в покупке недооцененных акций. При этом советы инвесторов могут подвести, ведь они штампуют новости как на конвейере и не отвечают за собственные рекомендации.

Цена российских акций начинается от 500 рублей за штуку, поэтому статья будет полезна даже самым начинающим. К тому же, анализ мультипликаторов пригодится для оценки остальных финансовых продуктов: ETF, паев, деривативов и структурок.

Небольшой пример для затравки. Этим летом акции QIWI испытали спекулятивный рост, хотя основатель вообще отдыхал в кругосветке. Просто главный акционер разогнал цену, а западные инвесторы решили, что речь про какой-то гениальный русский финтех. Как итог, акции оказались переоценены. Это было видно по мультипликатору цена/прибыль: он говорил, что компании надо 15 лет, чтобы окупить свою стоимость. Вот и спекуляциям приходит конец: с конца лета акции QIWI потеряли 16%.

Но помните, что никакая волшебная цифра не может гарантировать тройную прибыль. В лучшем случае вам обеспечен медленный и уверенный рост. Вот какие есть основные показатели доходной компании…

1. Цена/прибыль (P/E)

Это название включает целую группу формул: капитализация/годовая прибыль, цена акции/доходность акции, и так далее… К тому же данные для формулы могут быть прошлогодними или самыми свежими, это тоже разные коэффициенты. Но вас интересует вот что:

  • Если коэффициент до 5 (компания окупится быстрее чем за 5 лет), то компания может быть недооценена (касается России);
  • P/E до 10 показывает, что компания переоценена или переживает большие изменения;
  • Сравнивать P/E надо с учетом специфики отрасли (например, для IT-единорогов убыточность в порядке вещей).

Но это не единственный показатель. Например, окупаемость Сургутнефтегаза хорошая, но у компании нет внятной дивидендной политики. Другой пример: окупаемость Газпромнефти близка к Лукойлу, но Лукойл исчепал потенциал роста, а Газпромнефть нацпроекты получает один за другим.

2. Цена/выручка (P/S)

Здесь посложнее. P/S это рыночная цена акции, деленная на прибыли, которая на эту самую акцию приходит. Чаще всего используется в ритейле, поскольку там объем продаж означает рост прибыли.

P/S ниже 1 указывает на недооцененность компании, норма — от 1 до 2. Этот показатель дополняет остальные, поскольку речь идет про выручку, а она-то всегда есть, даже если прибыли нет. Прибыли может не быть из-за того, что компания радовала инвесторов или долги раздавала, тогда другие коэффициенты начинают врать. Но цена/выручка честно говорит о том, насколько у компании хороши дела.

3. Цена/капитал (P/BV)

Этот показатель используют для оценки банков. Если компания обанкротится, что расплатится ли с акционерами? Это возможно, только если каждая акция обеспечена соответствующим активом. А если нет, то банк продает воздух, надувает пузырь.

P/BV должен быть меньше единицы, чтобы инвесторы поняли: каждый вложенный рубль обеспечен другим рублем, реальным, где-то в тайниках компании. В случае банкротства компания сможет расплатиться с акционерами. P/BV больше единицы означает, что ваши вложения не обеспечены активами компании.

Вот гениальный пример. Если в кошельке за 1000 рублей лежит 500 рублей, то это скидка в 50%. P/BV такого кошелька будет 0,5.

4. Справедливая стоимость (EV)

Обычно его рассматривают вместе с EBITDA, это даже модно. Но давайте пройдемся по азам. Итак, справедливая стоимость компании — это когда мы учитываем, сколько у компании в кассе и сколько в долгах, а потом только оцениваем. Формула выглядит так: EV = рыночная капитализация +долг — кеш.

Если речь про промышленный сектор, то мы сравниваем EV c EBITDA. Если это добывающая компания, то подставляем добычу, объем запасов и так далее. Это не универсальное правило: например, Норникель платит дивиденды в зависимости от Net Debt/Ebitda, и другие мультипликаторы к этой добывающей компании слабоприменимы.

5. Прибыль (EBITDA)

Это про ту прибыль, что до выплаты налогов, процентов и прочего, как бы прибыль в вакууме. Удобно сравнивать компании из стран с разной налоговой ставкой. Но вообще EBITDA включается в другие формулы:

EV/EBITDA. Другая формула, цена/прибыль, включала налоговую ставку и стоимость компании без долгов. Это не очень удобно, когда мы сравниваем компании из разных стран, секторов и моментов развития. Чтобы быть более точным, берут справедливую стоимость (EV) и «грязную» прибыль (EBITDA): видно, умеет ли компания зарабатывать деньги в отрыве от политики. Чем меньше этот показатель, тем лучше.

Долг/EBITDA. Эта формула показывает, как долго компания будет гасить долги прибылью. Опять -таки, чем быстрее — тем лучше.

Вот самое главное, что мы хотели рассказать о мультипликаторах. Подписывайтесь на пятничный дайджест инвестора и добавляйте сайт в закладки! Обновления каждый день.

Читайте также: